Масштабные стройки на окраинах Петербурга давно контрастируют с центром, где десятки исторических зданий, парков и площадей оказались без внимания и потеряли привлекательность для жителей и туристов.
Артём Балаев, основатель компании “Агора”, помогает Петербургу обрести современный образ, в том числе, за счет развития недвижимости, требующей обновления. Один из проектов “Агоры” - кластер “Горожане”, который разместят на Ломоносовской линии Гостиного двора. В прошлом Артём ― создатель и генеральный продюсер крупнейшего гастрономического фестиваля Европы «О, да! Еда!» и международной недели моды в Петербурге Aurora Fashion Week.
Мы поговорили с Артёмом о его проектах, о будущем Петербурга, о стиле и о мужской обуви.
Артём Балаев на фоне реконструкции Ломоносовской линии Гостиного двора в Санкт-Петербурге |
Артём, на наш взгляд, проекты, которые вы продюсировали, объединяет стремление задать тренд, импульс на преобразование и вывести город на более качественный уровень в областях, которые отстают. Правильно ли мы считали ваш подход к работе? Если да, то что стоит за этим стремлением?
Импульс на преобразование… Да, пожалуй. Приятно, что это считывается. Делая события — модный фестиваль, фестиваль еды или добрососедский фестиваль — я всегда пытался на короткое время создать идеальную среду для жизни, творчества и взаимодействия людей. В последние годы понял, что жаль тратить большое количество сил на то, что проходит быстро. Так я пришёл к тому, что нужно заниматься общественными пространствами. Оставлять след не только во времени, но и в пространстве. Посмотрим, что получится, потому что первые проекты только-только будут реализованы.
С чем связано ваше переключение с моды и гастрономии на урбанистику?
Мне всегда хотелось говорить на актуальном языке. Это не самоцель, скорее попытка быть услышанным. Двухтысячные — это расцвет нефтяных денег, и тогда важным языком была мода. Две тысячи десятые — годы гастрономии. Шеф-повар становится самой модной персоналией, а люди определяют себя через то, в какие рестораны ходят и что едят. Так возникло желание делать гастрономические проекты. Сейчас мне интересна не урбанистика, а проекты, которые ведут диалог с человеком. То, что связано с ментальным или физическим здоровьем (wellness-индустрия) или средой обитания.
Расскажите о проектах, которые сейчас в работе. В чём проблематика, идея и какие изменения ожидаете после реализации?
Я бы выделил несколько. Первый — это линия Большого Гостиного двора, знакового городского универмага, который долгое время находился в ожидании перемен. Надеюсь, наша работа поможет ему вновь стать передовым, каким он и был, когда создавался. Второй проект — реконструкция фабрики “Скороходъ”. Здесь мы помогаем девелоперам наполнить жизнью коммерческие площади, привлекая наиболее ярких, интересных арендаторов, которые смотрят в будущее и способны преобразить город.
Наконец, сейчас очень важны проекты, связанные с честным, искренним отношением к вещам, к людям, которые нас окружают. И на том скромном уровне, на котором мы могли бы говорить на эту тему, мы это делаем, создав небольшой винный бар, который стилизован под квартиру. В гостиной этой условной квартиры каждый вечер проходят спектакли, чтения пьес, домашние концерты, дискуссии. Мне кажется, это важный проект. Несмотря на то что он очень маленький и все пространство занимает семьдесят метров, он может стать образцом. Я почти уверен, что через какое-то время похожие места появятся или будут интегрированы в существующие рестораны.
Дизайн-проект кластера “Горожане” (Гостиный двор в Санкт-Петербурге) |
В Петербурге угасла светская жизнь, и город кажется более провинциальным, чем в начале нулевых и десятых. Если провести аналогию с человеком, есть ощущение, что Петербург отстранился от суеты, но может вернуться в мир с чем-то качественно новым. Как вы видите будущее города и возможности для развития?
В принципе, согласен с тем, что вы сказали. Но я по природе оптимист и вижу много положительного впереди. Мне кажется, Петербург формирует своё лицо, старается никуда не спешить. Это не значит, что городу не нужны инвестиции и грамотное управление. Петербург — плодородная почва для проектов, связанных со взглядом на себя, с диалогом с собой. Это отличает его от Москвы, прекрасного города, но с совершенно другим ритмом.
Здорово, что Петербург всё меньше пытается угнаться за Москвой и всё больше обретает и популяризирует собственный образ комфортного города, где живут вдумчивые, творческие люди. Да, это люди с гораздо меньшими финансовыми возможностями, но, тем не менее, с возможностями для реализации. Ждём грамотный менеджмент для города, а остальное приложится.
Об одежде и обуви. Что или кто вас вдохновляет? Какие у вас предпочтения в том, что касается повседневного гардероба?
С годами меня всё больше привлекает тема наследия. Я стал меньше покупать и люблю носить вещи долго. За этим стоит отказ от быстрой моды и удовольствие от проживания жизни с определенной вещью. Мне нравятся марки, которые созданы давно, которые не стараются меняться, ставят во главу угла качество и этику. Одновременно с этим меня очень интересует уличный стиль, молодёжная мода, и я стараюсь как-то совмещать heritage и современные направления.
На Артёме ботинки Sanders Hi-Top и перчатки Hestra из Checkroom |
Кажется, что рестораны — маркер уровня жизни. Важнее, какие места я посещаю, чем то, как я выгляжу. Вопрос с одеждой кажется решённым. Но на наш взгляд, в России ещё есть куда расти в плане искусства одеваться. Какое у вас мнение по этому поводу?
Мы прошли десятилетие, когда важнее всего было то, как ты выглядишь и десятилетие, когда было показательно то, куда ты ходишь. Сегодня на первом месте то, какие практики ты применяешь, как ведёшь диалог со своим телом и сознанием, что ты ешь (не с позиции статуса, а с позиции взаимодействия с собственным телом). Мне кажется, эти вещи будут определять нас с вами в нынешнем десятилетии.
Мода же в традиционном понимании умерла. Мы двигаемся к максимальной унифицированности, которую предлагают бренды масс-маркета. Это не плохо и не хорошо — это просто такая же данность, как плохая погода. С другой стороны, появляются люди, которые видят в одежде произведение искусства. Некоторые коллекционируют дизайнерские вещи по аналогии с современной живописью, другие увлекаются одеждой, иллюстрирующей какие-то важные вехи в истории, представляющей собой наследие, подлинность.
Я думаю, увлечённых модой людей будет меньше. Хорошая одежда займёт нишу на полке рядом с предметами искусства или ремесла, но не будет объектом массового помешательства, как раньше.
Замшевые чукки Sanders Hi Top — культовый силуэт 70-х годов прошлого века. На ваш взгляд, каким мужчинам подойдет такая обувь сегодня?
Я очень люблю эту модель и ношу её с удовольствием. Вопреки стереотипу, я считаю, что такая обувь подходит не только к классике, не только к casual-стилю с вельветовыми брюками, но и к streetwear. Я ношу свои коричневые hi-top с чёрными узкими джинсами и худи, и мне кажется, это отличный образ. Конечно, ботинки замечательно смотрятся и с пиджаком. Поэтому давайте откажемся от предрассудков — такая обувь сочетается с очень разными стилями.
Как вы относитесь к классической обуви и одежде? Туфли на кожаной подошве — анахронизм или показатель хорошего вкуса?
Я считаю, что туфли на кожаной подошве не анахронизм, а роскошь. В жизни есть вещи, которые не каждый может себе позволить. Например, носить такие туфли, увлекаться верховой ездой или ходить в оперу каждую неделю. Сегодня нам жёстко навязывают определённые статусные атрибуты, и если ты идешь вразрез и выбираешь что-то иное в качестве показателя собственного статуса, это очень круто.
Какие места в Петербурге вы бы порекомендовали нашим читателям?
Я рекомендую спектакли театра Fulcro, выставки в галерее Mith и ужины в ресторане Merula.
Вопросы и редактура: Антон Тришин
Фотографии: Максим Прищимихин