Александр, во-первых, спасибо за The Rake от нас и от многих наших покупателей. С момента его закрытия прошло пять лет, вы создали ведущее медиа о мужском стиле в Телеграме, запустили проект Framed.pro ― расскажите, пожалуйста, обо всем поподробнее — и о своих планах на будущее.
Спасибо, мне приятно это слышать. На удивление, о том, что у The Rake было столько поклонников, я узнал уже после закрытия журнала. В последнее время я боюсь строить далеко идущие планы и, как и многие, предпочитаю маневрировать в зависимости от текущей ситуации. В этом смысле Телеграм стал для меня наиболее удобным и мобильным форматом. В качестве тизера скажу, что в скором времени появится довольно необычный продукт под брендом Bon Mot. Что же касается лекций для Framed.pro, то этот продукт оказался настолько трудным в продвижении, что породил сомнения, нужны ли в действительности кому-то глубокие знания о мужском костюме и стиле.
На ваш взгляд, в какую сторону развивается мужской стиль сегодня в России и в мире?
В сторону демократизации, которая, увы, не всегда понимается верно. Чаще всего я вижу примеры тотального пренебрежения правилами приличий, а не интересные образцы непринужденного, естественного и, главное, индивидуального стиля. Большинство людей либо слишком раздеты, либо чрезмерно разодеты. Российские мужчины в этом смысле не отстают от всех прочих. Еще один явный тренд — массовизация. Она не возникла вчера — в конце концов, мода глобальна уже больше столетия — но она все больше и больше стирает индивидуальность. На удивление, несмотря на все разговоры об инклюзивности и разнообразии, люди легко расстаются с собственным стилем.
Многие западные бренды и фабрики стремятся выйти на азиатские рынки. Иногда даже адаптируя коллекции под тамошний менталитет. Также заметна и обратная тенденция: бренды из Азии уверенно расширяют свое присутствие в Европе. На выставках становится всё больше азиатских компаний. Как вы видите будущее стиля в Азии и на Западе с учётом этого? Может ли, скажем, японский перфекционизм стать чуть менее агрессивным, а европейский подход — более щепетильным?Думаю, японцев не переделать, да и не нужно. Да, в ручном мастерстве они находятся в вечном стремлении к недостижимому совершенству, которое порой рождает вещи, созданные скорее для любования, чем для пользования. Но индустриальные японские вещи демонстрируют поразительное даже для итальянцев качество и особость. Этому у японцев скорее нужно учиться, что многие и делают, и весьма успешно. Это корейцы, где бум собственных брендов, тайцы и китайцы, которые по технологическим возможностям точно не уступают японцам. Признаться, мне хотелось бы видеть на Pitti Uomo больше интересных азиатских марок, а еще лучше - увидеть однажды собственную азиатскую выставку, сравнимую по уровню с Pitti (пока ни одна в мире выставка готовой одежды к нему не приблизилась). При этом я считаю, что европейский, в частности, итальянский индустриальный протекционизм сегодня необходим. Великий промышленный феномен Made in Italy, на котором фактически стоит вся индустрия люкса, сегодня переживает трудные времена.
Как ваш собственный стиль изменился за последние пару-тройку лет?
Он точно демократизировался. За эти годы я заказал лишь один костюм (да и то до 2022 года), и, кажется, ни разу не надел галстук. Формальных мероприятий в моей жизни практически не осталось. Зато я стал чаще покупать винтаж и вещи небольших брендов. Впрочем, в моем гардеробе никогда и не было первых марок модной индустрии.
На наш взгляд, в индустрии есть запрос на переход от «подростковости» в сторону зрелости. Что вы думаете по этому поводу?
В индустрии моды все переменчиво, как и должно быть. Мы еще не раз увидим эти качели: от культа молодости к культу зрелости и обратно. Это необходимое условие развития моды. Более того, я считаю, что разные поколения могут и должны взаимно обогащать стиль друг друга. Нет ничего более скучного и безнадежного, чем охранители консервативной классики и приверженцы хайповых тенденций. На самом деле они могут дать друг другу гораздо больше, чем им кажется.
Зачастую в соцсетях отсутствие вкуса принято оправдывать нежеланием кому-то что-то доказывать. “Вон мол посмотрите на Марка Цукенберга или Билла Гейтса: у них уж точно есть деньги одеваться с иголочки, но они этого не делают, а носят футболку и джинсы”. Кого бы вы привели в пример из не очень богатых и, возможно, не очень известных людей с превосходным вкусом и стилем, парируя таким комментаторам?
Не будем забывать, что Цукенберг носит футболки Brunello Cucinelli, а не Uniqlo. Признаться, я не знаю людей, которые бы одевались, не думая о том, какой посыл окружающим несет их внешний вид, даже если они не артикулируют эту мысль в такой форме. Люди — социальные животные и наша одежда — часть коммуникации с другими людьми.Что же касается стиля, приводить в пример итальянских промышленников стало общим местом, но и они уже уходящая натура. Не хотелось бы также собирать “клуб тех, кому за 60”, хотя в нем я все еще нахожу блистательные образцы. Меня скорее привлекает не обязательно превосходный, но необычный личный вкус и стиль в диапазоне от режиссера Бертрана Мандико до Ким Чен Ына.
Нам очень понравился ваш пост о «тихой роскоши» ― о том, что в нее нельзя «нарядиться», даже если есть много денег. Не кажется ли вам, что тихая роскошь это не только про аристократические корни, но также и про внутреннее достоинство, про избирательность, интеллигентность?
Конечно, стиль — это только про ваш внутренний мир и никогда не про деньги, бренды, тенденции и т. д. Приведу пример. Недавно мне в компании друзей довелось осматривать одну частную римскую виллу — очень ветхую, но полную шедевров, включая фреску Караваджо. В какой-то момент ее нынешний наследник в не новом, но явно сшитом на заказ, габардиновом пальто сел на банкетку и при всей честной компании снял туфлю, чтобы вытряхнуть камешек. На его носке зияла дыра. Он как ни в чем не бывало обулся и продолжил экскурсию. Он потомок двух римских пап, один из которых и построил эту виллу. Вечером я оказался на домашнем ужине с его родным братом. Мне очень понравились дырки на рукаве его кашемирового свитера. Так мы снова пришли к аристократии, но все же, подозреваю, не только титул принцев позволяет этим людям оставаться бесконечно стильными и свободными от диктата общественного мнения.
На какие марки или предметы гардероба на ваш взгляд стоит обратить пристальное внимание в ближайшие 2–3 года? Грубо говоря — что будет в тренде?
Ни на какие тренды вообще не нужно обращать внимания. Покупайте вещи, а не тренды, и выбирайте лучшее из того, что можете себе позволить.
Какие у вас впечатления от Pitti Uomo? Нам кажется, что сегодня картинку Pitti все чаще создают блогеры-любители вместе с часто китчевыми peacocks, что далеко от содержания самой выставки. Если раньше фото с выставки запускали тренды, то сегодня они все чаще напоминают безвкусный карнавал.
У меня всегда хорошие впечатления от Pitti Uomo, и мне всегда удается найти на выставке что-то интересное и вдохновляющее. Конечно, люди, которые судят о ней по фотографиям посетителей и, тем более, павлинам, вообще не представляют, что это за мероприятие. Признаться, я и раньше не особенно следил за “светской” стороной Pitti, хотя понимал ее медийную важность. Индустрия, ее изнанка, технологии, а также конкретные марки и коллекции всегда были важнее и интереснее для меня. В значительной степени своим знаниям и знакомствам в индустрии я обязан Pitti Uomo.
В этом году Checkroom исполняется 15 лет ― пожелаете нам что-нибудь на юбилей? )
15 лет в России — это уже целая эпоха. Поэтому я желаю, чтобы эпохи сменялись, а вы спокойно и уверенно продолжали свое дело. Большое и важное видится на расстоянии, в том числе на расстоянии лет. С юбилеем!
Художник-иллюстратор: Jonathan Leigh @jonnyleighart
Интервью: Антон Тришин и Александр Корнилов